В предыдущих материалах неоднократно была озвучена мысль, что украинские власти не имеют ни желания, ни возможности контролировать сторонников этнического национализма. Поскольку нынешний конфликт между Украиной и Венгрией не имеет шансов быть разрешён на условиях Киева, радикалы испытывают постоянный зуд «поставить мадьяр на место». Любимая стратегия украинского государства — «пересидеть» оппонента, — провоцирует дальнейшую эскалацию конфликта.
Весна 2021 года дала сразу несколько примеров того, как может выглядеть подобная эскалация, какой инструментарий может быть задействован и, что наиболее важно, как будет реагировать на такого рода стимульный материал украинское государство и «национал-патриотическое» сообщество, которое по-прежнему определяет внутреннюю и внешнюю политику.
Недетская история
13 апреля житель города Виноградов (бывший райцентр, ныне — Береговский район) Сергей Волошин озвучил в своём Facebook претензии к детскому садику им. Святого Иосифа (укр. — дитячий заклад освіти, ДЗО). Несколько необычное название светского дошкольного учреждения обусловлено тем, оно содержится на средства прихожан Римо-католической церкви, пребывая при этом в коммунальной собственности. Обучение в садике ведётся на венгерском и украинском языках. Обращает внимание содержание и сайта самого садика, и его страницы в информационной системе областного управления образования. То ли в результате шухера администрация садика и облоно предпочли удалить от греха подальше любую значимую информацию, то ли педагогическая общественность Закарпатья никак не преодолеет «цифровой разрыв».
С видео и прямой речью г-на Волошина можно ознакомиться на сайте ТСН. С его слов ситуация следующим образом:
«Я проживаю рядом с этим детским садом и именно сюда когда-то ходила моя жена и мы решили, что отдадим своего ребёнка именно сюда. Мы написали заявление, предоставили все документы, пообщались с заведующей садика. И она мне объяснила, что якобы надо писать два заявления. Одно — в детский сад, другое — в церковь. Объяснила, в какую церковь идти и как бы там должны согласовать все, потому что есть такая норма, что кто-то из ребёнком должен продолжить общение дома на венгерском языке. И поскольку у нас есть родственники, которые владеют этим языком, мы не обратили на это внимание. Я пошёл в церковь, написал заявление и у меня его приняли (…)
Я обратился в детсад, чтобы узнать, когда будет прием группы. Заведующая мне сказала, что если отец или мать не владеют венгерским языком, то ребёнок, если приниматься и будет, то при условии того, что если будут свободные места в группе. Моему возмущению не было предела, я считаю, что на территории Украины действуют украинские законы и Конституция (…)
Я пошел в церковь и пытался объяснить, что такого не может быть. Потому что получается так, что в Виноградове нацменьшинство — это уже украинцы. Потому что ребенка не взяли в садик из-за того, что я и моя жена не владеют венгерским языком. В церкви просто развели руками».
По состоянию на 23 мая у видео 73 тысячи просмотров и 2,3 тысячи лайков. Это безусловный и впечатляющий успех. Комментарии абсолютного большинства зрителей не оставляют сомнений в том, на что именно идёт такой дружный клёв. Примитивнейшее разжигание межнациональной вражды легко продаётся и без проблем конвертируется в социальный капитал.
Украинское государство немедленно приняло пас и устами уполномоченного по защите государственного языка Тараса Кремня поручило областной администрации проверить информацию действительно ли ребёнка не приняли в детский сад из-за того, в его семье не знают венгерского языка. Высочайший приоритет, присвоенный данному конфликту, обеспечил впечатляющие темпы его изучения властями. Уже через два дня, 15 апреля Закарпатская ОГА сообщила исчерпывающие подробности.
Письменное заявление о зачислении ребёнка было подано 29 января. Когда 13 апреля Волошин повторно обратился к директору за информацией о результатах рассмотрения, ему объяснили, что возрастные группы формируются в порядке очерёдности. Имеющиеся группы укомплектованы полностью, а формирование группы раннего возраста численностью 15 детей будет происходить в августе. При этом в журнале регистрации заявление самого Волошина значится под номером 26. Иными словами, свободных мест нет, а когда появятся, на всех просто не хватит. Даже на «проукраинских активистов».
Как это обычно бывает, громкий скандал вызвал вскрыл массу любопытных подробностей про его участников. Если верить прессе (укр. и рус. версии, некоторые видео только в первой), Сергей Волошин может похвастаться биографией, выдающейся даже по меркам толерантного к «своим» национал-патриотического сообщества. В далёком 2006-ом году 26-летний инспектор СИЗО, младший лейтенант милиции Сергей Волошин организовал не абы шо, а «мокрое дело» с целью ограбления своих родственников, проживавших в соседнем районе.
Чрезмерный энтузиазм в сочетении с недостатком опыта сыграли с молодым правоохранителем скверную шутку. Предложенный им план «старуху — мочить, малую — связать» привёл к тому, что вторая жертва, 16-ти летняя девушка, смогла оперативно поднять тревогу. По меркам пятнадцатилетней давности преступление считалось резонансным и привлекло внимание руководства МВД. Мобилизованные на поиски преступников силы позволили выявить и арестовать участников банды в течении нескольких дней. Дальше г-на Волошина ждали шесть лет напряжённой борьбы за Свободу и Доброе Имя. Несмотря на все усилия, будущий активист был признан виновным и отправился в Менскую исправительную колонию (№91), известную тем, что в ней томились такие известные украинцы, как Юрий Луценко, Игорь Зварыч и Алексей Пукач.
Революция Достоинства открыла перед г-ном Волошиным новые горизонты. С 2015 года он подвизается на ниве гражданского активизма, мелькая в самых разных конфликтах и скандалах. Обязательным элементом его эскапад являются апелляции к достоинству украинцев, особым правам титульной нации и прочие клише, составляющие обязательный багаж этнического национализма.
Скандал вокруг детского садика им. Святого Иосифа вынуждает задаться вопросом о фактическом содержании прав национальных меньшинств в части дошкольного образования на родном языке. Вполне однозначная и категоричная претензия Сергея Волошина и его сторонников сводится к тому, что иноязычные группы и классы обязаны принимать украиноязычных детей, которые не знают соответствующего языка. Иными словами, образовательная инфраструктура, вроде бы рассчитанная на удовлетворение потребностей чётко очерченных и малочисленных языковых сообществ, обязана учитывать ещё и капризы представителей «титульной нации».
Причины, по которым даже лютые украинские патриоты норовят отдать своих кровиночек в садики, где детей учат на чужом наречии, не являются секретом для местных жителей. Благодаря регулярной спонсорской помощи соседних государств и местных общин соответствующие садики и группы в ДЗО со смешанным обучением выделяются в лучшую сторону на фоне учреждений, которыми занимается украинское государство.
«Провокация» в Берегово
В октябре 2018 года райцентр Берегово стал ареной событий, которые сыграли важную роль в эскалации украино-венгерского конфликта. В результате спецоперации, получивших известность как провокация в Берегово, украинское государство радикально изменило свою позицию по одному из наиболее чувствительных вопросов. В течении буквально нескольких месяцев от разговоров о «необходимости дискуссии» по вопросу двойного гражданства МИД перешёл к планированию соответствующих изменений в законодательстве.
В ночь с 1 на 2 мая нынешнего года неизвестные расклеили в Берегово листовки с угрозами в адрес венгров. Общее внимание обратила ошибка в слове «української», преступники написали его как «україньскої». Этот факт дал пищу множеству теорий заговора разной степени затейливости, которыми принялись фонтанировать многочисленные комментаторы. «Очевидно, что действительно идеологические люди – украинские националисты – точно не сделали бы подобных ошибок», — выразил общее мнение «национал-патриотического» лагеря Дмитрий Тужанский. «Впрочем, — тут же добавил он, — стоит понимать, что организовать подобную провокацию мог кто угодно, не только россияне».
Иными словами, версия о том, что угрозы в адрес украинских венгров от имени сторонников этнического национализма озвучили сами националисты признана не заслуживающей ни малейшего внимания. Соответственно, случившееся предлагается считать именно провокацией неких сил, пытающихся разжечь едва ли не на пустом месте межэтнический конфликт.
Подобные рассуждения исчерпывающим образом характеризуют национал-патриотов и обслуживающих эту публику интеллектуалов. Дело в том, что невысокий, мягко говоря, уровень грамотности является характерной чертой не только широких народных масс Украины, но и её элит. Иконой стиля можно бывшего губернатора Николаевской области Александра Сачвенко, чьи заметки для выступления произвели фурор в 2016 году. Если г-на Савченко при очень большом желании можно извинить сложной во всех отношениях биографией, то у владельца Галицкого рынка и депутата горсовета в славном городе Львове, образцового галичанина Юрия Путаса никаких оправданий для множества грубых ошибок быть не может.




С аналогичными трудностями постоянно сталкивается молодое поколение украинских националистов, в том числе с особенными потребностями, которые не первый год находятся на переднем крае борьбы за «Украину для украинцев». Зачастую это выходцы из малообеспеченных семей, русскоязычные горожане из центральных и восточных областей, не имевшие возможности получить полноценное образование. Несмотря на пылкую любовь к неродному государственному языку, им далеко не всегда удаётся связать на нём несколько слов, написать без ошибок буквально пару предложений.
Теперь стоит взглянуть на эндемичных представителей этнического национализма, благо соответствующие формы украинской жизни достойно представлены на Закарпатье, чувствуют себя комфортно и поэтому легкодоступны для изучения.
Вот Назарий Мудрый из Мукачево, представляющий себя как «Аналітик в Штабі спецпідрозділу «Сонечко». Эта группа проукраинских активистов некоторое время назад отложилась от «Правого Сектора», одной из наиболее успешных военно-политических франшиз последних лет. В качестве «1-го запасного батальона ДУК ПС «Сонечко»» она прославилась участием в наиболее известном эпизоде криминально-патриотических разборок, известном как «стрельба/события/противостояние в Мукачево». Если верить чрезвычайно подробной, с любовью выписанной странице украинской Википедии, в результате этих событий «Сонечко» было вычеркнуто из списков Добровольческого корпуса «ПС». Воспоминания участников тех событий полны сочных подробностей.
Как бы то ни было, «спецподразделение» продолжает существование уже как отдельная боевая единица, а его участники — борьбу за исконные права украинской нации на своей, Богом данной земле. Описанный в предыдущем разделе скандал между «проукраинским активистом» и администрацией детского сада сподвигнул г-на Мудрого поставить вопрос ребром: «У Виноградові (Закарпаття) в садочок, який утримують з податків Українців, Угорці не беруть Українських дітей!» В комментариях к этой записи щедро цветёт и колосится национал-патриотическая думка:
«Що це, шовінізм з расизмом почав вилазити???? Угоршіна, мокші вподобляється???? Може вони, одіннарод із мокшанцями??? Бо, спільного дуже забагато прослідковується. Не подобаються Україна та українці, валіза-вокзал-Угорщіна…»
«То угрські українці,як меншина і має виконувати закони України і зберігати свою культуру,більш ніяких прав немає і діти повинні разом виховуватись як одне ціле,одна держава,повинно СБУ розслідувати і винних судити,щоб небуло росколу між народом»
«То вигорнуть до Угорщини з усіма манатками!»
«Нема кому вигортати, от і нахабніють.»
Наконец, самое интересное:
«Привести дитину в садочок до завідуючої. Сказати: здаю дитину живу , здорову. О 17 заберу додому. Не доведи щось з дитиною, ти, твої діти, внуки… житимуть рівно стільки, скільки я йтиму / їхатиму до тебе додому. І дати пару вистрілів у стелю для кращого розуміння».
Всё это, ещё раз, озвучено публично, не в закрытой группе. Собственно говоря, написано на условной стене одной из социальных сетей. Что-то вроде листовки, только виртуальной. Причём сделано это людьми, которые наверняка говорят именно то, что думают. Не за деньги. Не под диктовку Путина, Орбана или ещё какого-нибудь ОПЗЖ. Предельно искренне, от сердца к сердцу.
Такого рода публичных высказываний в украинской Сети полным-полно, поэтому возникают несколько вопросов:
1. В чём именно заключается существенная разница между публичным хейтспичем украинских националистов Закарпатья и содержанием обсуждаемых листовок?
2. Что именно может помешать украинским националистам в любой момент перейти от одной формы публичных высказываний к другой, а именно к расклеиванию листовок?
3. На чём именно была основана изначальная и однозначная уверенность «проукраинских» комментаторов в том, что листовки не расклеили местные националисты или их приезжие единомышленники?
Говоря о проблеме языка ненависти и агрессивного поведения «проукраинских активистов» нельзя не заметить, что посильную помощь в легитимизации подобных практик много лет осуществляет и «национал-ориентированные» интеллектуалы. На этом видео главный редактор «Европейской правды» на голубом глазу утверждает (с отметки 2:15), что внесение депутата Европарламента в базу данных небезызвестного сайта «Миротворец» это сущая ерунда, не заслуживающая внимания. Это при том, что украинскому государству уже не раз приходилось оправдываться в связи деятельностью этого сайта, в том числе перед Венгрией и венграми.
При изучении публичной коммуникации закарпатской националистической общественности обращает внимание, во-первых, её глубокая погружённость в криминальную жизнь края, включая многочисленные взаимные обвинения в соучастии преступной деятельности самого разного пошиба. Проукраинские активисты охотно используют язык и «понятия» преступного мира, позиционируют себя как «авторитетов» и, в целом, производят впечатление «классово близких» к этой специфической публике. Во-вторых, в этой среде культивируется довольно агрессивная манера поведения, включая публичные угрозы вооружённым насилием, смертью и т.п.
Всё вышеизложенное вынуждает относиться скептически к доминирующей версии об антиукраинской провокации. Вполне вероятно, то угрозы в адрес венгерского населения Закарпатья были не провокацией, но актом террора (устрашения, запугивания) как таковым, во-первых, а их организаторами и непосредственными исполнителями были ортодоксальные «проукраинские» активисты, во-вторых. Из этого ракурса речь уместно говорить не о «провокации в Берегово», а «провокации» в Берегово.
Круговорот «правоохранения»
Резонансное дело в Берегово было «раскрыто» и «закрыто» в течении одной недели. Уже 9 мая СБУ отрапортовала о том, что «разоблачила организаторов распространения антивенгерских листовок на Закарпатье». Обнародованные ведомством подробности вынуждают предположить, что речь идёт о людях умственно отсталых. Из троих задержанных двое оказались переселенцами из Луганска. Вознаграждение в размере $500 было перечислено на их платёжную карту в российских рублях. «В ходе следственных действий правоохранители изъяли российскую символику, а также другие вещественные доказательства противоправной деятельности».
Буквально за день до событий в Берегово вышел на свободу Андрей Антоненко, последний из троицы обвиняемых в убийстве Павла Шеремета. Задержанный в декабре 2019 года, он провёл в СИЗО больше 500 дней. Обвиняемые вместе с ним Яна Дугарь и Юлия Кузьменко отделались существенно меньшим: одна провела за решётками «всего лишь» год, вторую изначально держали под домашним арестом. Основным мотивом преступления была заявлена «попытка дестабилизации социально-политической ситуации в стране«.
В ходе следствия украинская система правоохранительных услуг смогла в очередной раз подтвердить своё реноме интеллектуально и профессиональной несостоятельной сущности.
Анналы Интернета пополнила характеристика, данная г-ну Антоненку, который, якобы, «увлёкшись ультранационалистическими идеями, культивируя величие арийской расы … чтобы привлечь внимание общественности к определенным политическим убеждениям … решил создать организованную группу, чтобы в её составе совершить убийство«.
В очередной раз гора родила даже не мышь, а таракана. Перспективы обвинительного приговора обвиняемым по общему мнению выглядят ничтожными. Ведомства, наперебой сообщавшие о раскрытии резонансного преступления, открещиваются от своей ответственности за очередной позор.
Какие есть основания утверждать, что с «российскими кураторами» переселенцев выходцев из Луганска не случится та же неприятная неожиданность, что и с «ультранационалистическими идеями» в убийстве Павла Шеремета? Вопрос риторический, можно не отвечать.
Данный текст подготовлен в рамках проекта «Похищение Восточной Европы», посвящённого анализу процессов в регионе ЦВЕ с помощью инструментов конфликт-менеджмента.
Если вы находите эту деятельность заслуживающей вашей помощи и поддержки, воспользуйтесь сервисом Patreon: https://www.patreon.com/join/khimich
©Роман Химич, 2019. Все права принадлежат Роману Химичу (Roman.Khimich@Gmail.com). Коммерческое использование без разрешения автора запрещено. При использовании ссылка обязательна.